Венчание: таинство церковного брака

Спасо-Преображенский собор — уникальный храм, наполненный светом, в котором особенно радостно выглядят молодые пары во время венчания, когда совершается таинство брака. Венчание в нашем соборе проводится с участием не только священника и хористов, но и диакона, что подчеркивает особую торжественность события. Елизаветинский парк вокруг собора прекрасно выглядит в любое время года.

Что такое венчание?

Таинство брака, чаще всего называют просто венчанием, — это благословение жениха и невесты (мужа и жены) по их добровольному согласию на супружескую жизнь, где подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, а также для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Вступающие в брак мужчина и женщина перед Богом обещают друг другу любовь, верность и честность супружескую в течение всей жизни.
11796333_1053069268051322_4462241205829184162_n

Брак — это единственная общественная институция, которая, согласно Священному Писанию, была установлена Богом еще в раю до грехопадения людей. После сотворения Адама и Евы «благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1:28).

Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на свадьбе в Кане Галилейской. Он также сказал: «Бог создал человека по образу Своему, мужчиной и женщиной сотворил их. Посему оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и станут оба одной плотью (см. Быт 2:24). Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, человек да не разлучает» (Мф 19:4-6).

Церковное совершение таинства брака состоит из двух частей: обручения (раньше оно совершалось отдельно, за определеннный срок до свадьбы) и собственно венчания.

Древняя Церковь не знала специального чина венчания. Тогда таинство брака совершалось через благословение и краткую молитву епископа, совместное участие жениха и невесты в Евхаристии (совместное причащение Тела и Крови Христовых). Отдельный чин венчания — довольно позднего происхождения и известен не ранее IX века.

11753645_1053069294717986_4404576013869847076_n

Что нужно для венчания?

1) Главное — вера. Жених и невеста (муж и жена) должны исповедовать христианскую веру, быть крещеными и принадлежать к Церкви. Поэтому от молодых требуется за определенное время до венчания (за неделю или за несколько дней) прийти на исповедь и причаститься. Это можно сделать в той же церкви, где будете венчаться, или в другом православном храме.

Нельзя совершать венчание над парой, в которой хотя бы один (муж или жена) не верит в Бога и в Господа нашего Иисуса Христа.

В случае брака между христианами разных конфессий, из которых один — православный, а другой — католик или протестант, то венчаться в православной церкви можно, если молодые дают обещание крестить будущих детей в Православии. Тем более можно совершать венчание над православными христианами разных юрисдикций (например, Православной Церкви Украины и Московского Патриархата).

2) Отсутствие препятствий к браку. Сюда относится возраст, семейные связи, действительный предыдущий брак. Наличие государственного свидетельства о регистрации брака, как правило, свидетельствует об отсутствии подобных препятствий. Поэтому просим молодых сначала зарегистрировать брак в соответствии с государствеными законами.

Если кто-либо из молодых ранее состоял в церковном браке (был венчан), необходимо получить благословение епископа на второй брак (см. ниже).

3) Свидетели должны быть христианами. Они могут быть женатыми или нет. Венчание может совершаться без свидетелей исключительно при условии наличия государственного свидетельства о браке.

4) Из материальных предметов для венчания нужны обручальные кольца. Они могут быть золотыми, серебряными или сделанными из любого иного металла. Обручальные кольца могут быть украшены камнями.

11737867_1053069251384657_1915384229190418090_n

Остальные материальные предметы — иконы для благословения семьи, рушники на иконы, под ноги и для связывания рук, венчальные свечи и платочки для них, платочки для того чтобы держать венцы — могуть быть по желанию молодых.

Просим также принести вино — оно будет использовано для общей чаши, которая подается молодым во время венчания. Обычно это кагор надлежащего качества. Остаток вина будет использован для богослужебных нужд.

Когда и в какие дни можно венаться?

В отличие от крестин, которые могут совершаться каждый день, венчание в некоторые дни не совершается. Так, не венчают в течение четырех многодневных постов. В русской традиции, в отличие от греческой, не совершают венчания также по субботам. В нашем соборе придерживаются греческой практики, и по субботам венчание возможно. О том, можно ли венчаться в конкретную интересующую вас дату, просим узнавать непосредственно в церкви.

Как записаться на венчание в Спасо-Преображенском соборе?

Предварительно о дате и времени, когда можно венчаться, можно договориться, позвонив в Спасо-Преображенский собор: (098) 376-35-97. Чтобы записаться на точное время, то есть зарезервировать это время для вас, нужно прийти в собор и обратиться к дежурному на свечной лавке. Прийти могут сами молодые или кто-либо из их родителей.

Сколько пар венчают одновременно?

В нашем соборе каждую пару венчают отдельно.

11760336_1053069248051324_963746003736345288_n

Можно ли самим фотографировать и снимать видео?

Да, вы можете свободно совершать фото- и видесъемку во время венчания. Единственная просьба — не мешать проведению службы.

Звонят ли в колокола для молодых?

Да, после венчания молодые выходят из церкви под сопровождение венчального звона карильйона Спасо-Преображенского собора.

Как развенчаться? Как получить благословение на второй брак?

Такого понятия как «развенчание» в Православной Церкви не существует. Брак совершается для того, чтобы соединить молодых навеки. В том случае, если люди не сохранили этот бесценный дар, если брак распался и кто-то уже вступил в новый брак, Православная Церковь может дать разрешение на церковное благословение второго брака. С этим вопросом необходимо обратиться в письменной форме к настоятелю нашего собора митрополиту Александру (Драбинко). Подробнее вам могут рассказать об этом священники нашего собора. Ежедневно (кроме понедельника) в храме дежурит священнослужитель.11027509_1053069274717988_7340355187510540100_n

Церковное учение о спорных вопросах

В Основах социальной концепции Украинской Православной Церкви объясняются некоторые спорные вопросы касательно венчания и совместной жизни:

О невенчаном браке:

К сожалению, встречаются случаи, когда духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом. Настаивая на необходимости церковного брака, пастыри в то же время должны помнить, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку.

О единстве и различии в вере:

Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16. 5; Флм. 1. 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7. 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения.

 

Однако Церковь с уважением относится и к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7. 14). На этот текст Священного Писания ссылались и отцы Трулльского собора, признавшие действительным союз между лицами, которые, «будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком», если впоследствии один из супругов обратился к вере (правило 72). Однако в том же правиле и других канонических определениях (IV Вс. Соб. 14, Лаод. 10, 31), равно как и в творениях древних христианских писателей и отцов Церкви (Тертуллиан, святитель Киприан Карфагенский, блаженный Феодорит и блаженный Августин), возбраняется заключение браков между православными и последователями иных религиозных традиций.

 

В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Украинская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей.

Об основаниях для развода:

Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод. Священнослужители также призваны проводить беседы с желающими вступить в брак, разъясняя им важность и ответственность предпринимаемого шага.

К сожалению, иногда по причине греховного несовершенства супруги могут оказаться неспособными сохранить дар благодати, воспринятой ими в Таинстве Брака, и уберечь единство семьи. Желая спасения грешников, Церковь дает им возможность исправления и готова после покаяния вновь допустить их к Таинствам.

Законы Византии, установленные христианскими императорами и не встречавшие осуждения Церкви, допускали различные основания для развода. Сегодня в качестве достаточных оснований для расторжения брака, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, признаются также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

О втором браке:

Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.

Подлежат осуждению действия тех духовников, которые запрещают своим духовным чадам вступление во второй брак на том основании, что второй брак якобы осуждается Церковью; запрещают супружеским парам развод в том случае, когда в силу тех или иных обстоятельств семейная жизнь становится для супругов невозможной. В своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: “Соединен ли ты с женою? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе” (1 Кор. 7. 27-28, 39).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *