Как подготовиться к первой исповеди?

Вы задумываетесь о том, чтобы пойти на исповедь, но еще не решились это сделать? Смущает незнание правил подготовки к исповеди и причастию? Вы теряетесь в разнообразии советов, которые дают воцерковленные знакомые? Или, может быть, вы уже исповедовались и причащались, но не знаете, стоит ли делать это снова, если повторяются те же самые грехи? С помощью следующих ниже простых рекомендаций вы сможете сделать первые шаги для того, чтобы регулярно и осмысленно участвовать в самом главном таинстве Церкви — Божественной Евхаристии или Причастии Тела и Крови Христовых.

Исповедью называется таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося. Кающийся в результате исповеди получает полное прощение грехов (не только названных, но и забытых или не осознаваемых), если намеренно не скрывает чего-либо.

От исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы. Конечно, какие-то вопросы можно решить и во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени, то лучше попросить священника назначить отдельное время для беседы.

Что необходимо сделать перед тем, как прийти на исповедь?

1. Осознать свои грехи. Если вы задумались об исповеди, значит, вы признаёте, что в своей жизни что-то делали не так, как нужно. Именно с осознания своих грехов и начинается покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех — это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира и человека. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании — Библии. Частичным, наиболее «сжатым» выражением замысла Божия относительно практической жизни человека являются заповеди — знаменитые Десять заповедей, данные Моисею на Синае. Суть этих заповедей Иисус Христос свел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и «люби ближнего своего как самого себя». Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим ближним.

2. Попросить прощения у тех, перед кем грешен, и простить обидчиков. «Прощайте, и прощены будете», — говорит Господь. — «Каким судом судите, таким будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде попросить прощения у тех, перед кем согрешили, и простить своих обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, просить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.

Когда же мы исповедуем грехи против ближнего, то прежде чем просить прощения у Бога, надо попросить прощения непосредственно у тех людей, перед кем мы виноваты. Это очень важно и, к сожалению, часто забывается. Вместе с тем, примеры из Евангелия показывают: просить прощения следует прежде всего у того, перед кем виноват. Если согрешил против ближнего — то сначала попроси прощения у него и приложи все усилия, чтобы он тебя простил, а уже потом проси прощения у Бога. Показательна история обращения Закхея (глава 19 Евангелия от Луки). Этот иерихонский «начальник мытарей и человек богатый», наживший большое состояние за счет «узаконенного грабежа» своих собратьев, принимая Христа в своем доме, встретил заслуженные упреки: мол, неужели в Иерихоне не нашлось кого-то более достойного, чтобы принять Христа? И тут же он принимает решение: «половину своего имения отдам нищим, а у кого что неправедно вынудил — возмещу вчетверо». Заметьте, согрешив перед ближними, жителями своего города, он не бежит просить прощения у Христа, но старается прежде всего загладить свои грехи перед теми, перед кем виноват, чтобы люди его простили. И, приняв такое решение, слышит от Спасителя: «Ныне пришло спасение дому сему…» И обратный пример: Иуда. Раскаявшись в том, что «согрешил, предав кровь невинную», он идет к священникам и возвращает полученные за предательство сребреники. «Что нам до того? Смотри сам», — слышит в ответ. А ведь и верно: не перед ними согрешил Иуда, а перед Иисусом, Которого предал. Однако, как раз перед Христом Иуда не кается, у Него прощения не просит, и в результате приходит к плачевному концу.

3. Не использовать «списки грехов». Последнее время среди верующих (как говорят, «воцерковленных», то есть более знакомых с церковной традицией, а на практике — и с околоцерковными суевериями) распространены разного рода «списки грехов». Подготовке к исповеди они скорее вредят, потому что очень успешно помогают превратить исповедь в формальное перечисление «того-что-является-грехом». На самом деле исповедь формальной быть не должна ни в коем случае. Кроме того, среди «перечней грехов» встречаются и вовсе курьезные образцы, так что брошюры подобного рода лучше вообще не рассматривать всерьез.

Единственным исключением может быть самая краткая «памятка» основных грехов, которые часто не осознаются таковыми. Пример такой памятки:

а. Грехи против Господа Бога:

— неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.;

— суеверие — весьма распространенное явление среди верующих: вера в различные приметы, в том числе связанные с церковными таинствами и праздниками;

— вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);

— творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;

— обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. — попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.

б. Грехи против ближнего и самого себя:

— пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент);

— осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — говорит Господь), напрасное подозрение других людей в проступках. Осуждающий ближнего тем самым закрывает для себя возможность получить прощение от Бога, ибо Иисус Христос прямо сказал: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф 7:1-2);

— блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. При исповедании подобных грехов не следует углубляться в подробности, называть такие грехи лучше по возможности кратко, не описывая сексуальные сцены. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;

— аборт — лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Стоит помнить, что причиной внутриутробной гибели плода могут стать заболевания, передающиеся половым путем, и таким образом блудные грехи могут повлечь за собой еще более тяжелый грех убийства. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его.

— пренебрежение к воспитанию детей, нежелание уделять им время для совместных занятий, прогулок, игр, доверительных бесед, стремление «откупиться» от детей подарками, наказание детей в порыве гнева, без рассуждения;

— малодушие, нежелание принимать на себя ответственность за свою жизнь и поступки, стремление переложить ответственность на других людей, в том числе на священника.

— присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд, например), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих, неуплата долгов, строгость к взысканию долгов с других;

— ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не может быть уверены в правдивости слухов), недержание слова;

— пьянство и разного рода зависимости, лишающие человека свободы: пристрастие к наркотикам, табаку, азартным играм, интернету и пр. Зависимости являются не только грехом, но серьезным заболеванием, разрушающим личность, преодолеть которое можно с квалифицированной врачебной помощью и твердой надеждой на Бога;

— жадность, скупость, в том числе на милостыню (следует жертвовать с рассудительностью, наблюдая, чтобы подаянием не провоцировать грехи и асоциальный образ жизни);

— зависть – скорбь о благополучии ближнего, отказ от способности радоваться успехам и достижениям других, что может привести даже к совершению злодеяний против объекта зависти;

— пренебрежение к собственному здоровью и здоровью окружающих, отказ от необходимой медицинской помощи, применение средств, причиняющих вред здоровью.

— лень и расслабленность воли, отсутствие ясных целей в жизни, стремление «плыть по течению», неорганизованность, привычка опаздывать;

— желание «красивой жизни», чрезмерной изысканности, роскоши, любовь к дорогим безделушкам – трата средств на «дорогую грязь» вместо помощи нуждающимся;

— равнодушие к другим людям, отсутствие интереса к помощи им (разумеется, не следует помощь навязывать, если от нее отказываются), в частности – равнодушие к грехам других людей, отсутствие попыток остановить их и отвратить от гибельного пути;

— нежелание менять свою жизнь и бороться с грехами, апатия к духовной жизни.

Это примерный перечень не всех, но наиболее распространенных грехов. Еще раз подчеркнем, что подобными «списками» не стоит увлекаться. Лучше всего при дальнейшей подготовке к исповеди использовать десять заповедей Божиих и прислушиваться к собственной совести.

4. Говорить только о грехах, причем собственных. Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их, казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех — это всегда плод личного выбора. Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать между двумя родами греха.

5. Не выдумывать особого «церковного» языка. Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите.

Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. А кроме того, грехи все не оригинальны: они практически не изменились на протяжении тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.

6. Говорить о серьезном, а не мелочах. Не надо начинать исповедь с таких грехов как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, смотрение телевизора, ношение/неношение определенного рода одежды и т.п. Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, то что ж каяться в несоблюдении постов, если сам «вектор» жизни был направлен не в ту сторону? В-третьих, кому нужно бесконечное копание в повседневных мелочах? Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а не мелочного перечисления несерьезных проступков.

Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего — члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.

7. Начать менять жизнь еще до исповеди. Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально — «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог — не прокурор, а исповедь — не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то может, с исповедью стоит повременить?

Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.

Несколько практических рекомендаций. Прежде чем вы придете исповедоваться, неплохо было бы узнать, когда в храме обычно проводят исповедь. Во многих храмах служат не только в воскресенья и праздники, но и в субботы, а в больших храмах и монастырях — и в будние дни. Наибольший наплыв исповедующихся бывает во время Великого поста. Конечно, великопостный период — по преимуществу время покаяния, но для тех, кто приходит впервые или после очень долгого перерыва, лучше подобрать время, когда священник не сильно загружен. Может оказаться, что в храме исповедуют в пятницу вечером или утром в субботу — в эти дни людей будет наверняка меньше, чем во время воскресной службы. Хорошо, если у вас есть возможность лично обратиться к священнику и попросить, чтобы назначил вам удобное время для исповеди.

Существуют специальные молитвы, выражающие покаянное «настроение». Их хорошо прочитать накануне перед исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в любом молитвослове, кроме самых кратких. Если вам сложно молиться по-церковнославянски, можно воспользоваться переводом на современный язык.

Во время исповеди священник может назначить вам епитимию: воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для «изжития» греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.

Как правило, после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие — два разных таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко причащению.

Если эти небольшие советы помогли вам в подготовке к исповеди — слава Богу. Не забывайте, что это таинство должно быть регулярным. Не откладывайте следующую исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть «в тонусе», внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.

Протоиерей Андрей Дудченко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.